Всеросийский научно-иследовательский институт по переработке нефти.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕХ ОАО «ВНИИ НП»
http://www.vniinp.ru/

Статья на сайте http://drimer.pro.

Основной задачей научно-производственного цеха (НПЦ) является разработка, испытание и производство наукоёмких многокомпонентных нефтехимических продуктов. 

В отделе работают квалифицированные специалисты-нефтехимики, обладающие опытом в данной области знаний и способные решать задачи разработки сложных рецептур нефтехимической продукции различного назначения. 

НПЦ осуществляет деятельность по двум основным направлениям:

1. Проведение испытаний моторных смазочных материалов с целью определения их качества и соответствия требованиям производителей автомобильной техники.  
2. Проведение исследовательских работ на пилотных установках по моделированию гидрогенизационных процессов (гидроочистка топлив и масел, гидрокрекинг, гидрирование, гидрооблагораживание), испытанию катализаторов, их стабильности работы.

К сожалению, учитывая довольно длительный кризисный период российской экономики, значительная часть испытательного оборудования на сегодняшний день устарела. 

В настоящее время в отделе идет интенсивная работа по модернизации старого оборудования,  осуществляется работа по созданию новых, современных научно-исследовательских методов  оценки качества нефтехимических продуктов. 

В этой статье пойдет речь об переоборудовании испытательных стендов ПЗВ, ИКМ и ИМЗ с использованием программного обеспечения SIMP Light.

Установка ПЗВ (ГОСТ 5726 ) предназначается для определения моющих свойств моторных масел с присадками . Помимо ГОСТа, для установки существует ряд исследовательских методов испытаний моторных, компрессорных и двухтактных масел.

Установка по конструкции и оборудованию представляет собой испытательный стенд, включающий в себя одноцилиндровый двигатель с приводом от электромотора, четырех нагревателей и автоматизированной системы под управлением управлением скады SIMP Light PRO. 

Особенностью установки является то что, для исключения влияния продуктов сгорания топлива на результаты испытания, подача топлива в цилиндр не осуществляется. Необходимый температурный режим двигателя обеспечивается четырьмя подогревателями, установленными на головке цилиндра, в цилиндре, в картере и во впускном коллекторе. После испытания двигатель разбирается и осуществляется оценка лакообразования на боковой поверхности поршня, при помощи эталонной цветовой шкалы.

Управление осуществляется следующим образом :

Оператор включает нагрев Масла, Цилиндра, Головки, автоматически включается таймер отчета времени прогрева установки, по методике оно не должно превышать 30 минут, если прогрев будет больше этого значения, переменная  выделяется красным цветом, после выхода на заданную температуру на индикаторе «динамический текст» появляется надпись «запустите двигатель» и подается звуковой сигнал, после запуска,  включается нагрев входящего воздуха и  второй таймер отображающий время выхода на режим, которое не должено превышать 15 минут, далее включается третий таймер с отсчетом времени до конца испытания, после истечения указного времени, на индикаторе динамического текста надпись появляется надпись остановите двигатель  и подается звуковой сигнал оператору.

Установка ИКМ предназначена для оценки антиокислительных свойств масел (ГОСТ  20457) используется в научно-исследовательских учреждениях и на нефтеперерабатывающих заводах для оценки качества товарной продукции и при изучении функциональных свойств масел, оценки эффективности действия различных присадок.

Испытания на установке проводятся в течении 40 часов в четыре этапа по специальному температурному режиму, с заданной частотой вращения и мощностью двигателя. После проведения испытаний двигатель разбирается и визуально оценивается степень загрязнения поршня, определяется износ деталей двигателя весовым способом, и главное определяется прирост вязкости, по формуле исходя из вязкости свежего и отработанного масла.

Посредством мнемосхемы осуществляется, выбор температурного режима (обкатка / работа), осуществляется управление работой устройства замера топлива,  индикация и запись всех необходимых параметров, звуковое оповещение, трансляция данных в сеть.

Установка ИМЗ-2Т служит для проведения испытаний двухтактных бензиновых масел с целью определения их качества, и при создании новых рецептур двухтактных масел с привлечением новых композиций присадок. 

Испытания проводятся в два этапа. Первый этап оценки отложений при высоких температурах, который выполняется в течении 10 часов, с последующей разборкой двигателя для оценки степени подвижности поршневых колец, цвета и количества нагара на поршне, в камере сгорания, степени забивки выпускного окна и определения износа весовым способом.

Второй этап служит для определения противозадирных свойств моторных масел в условиях повышения температуры цилиндра. Осуществляется путем дросселирования охлаждающего воздуха с помощью  специального устройства под управлением ПЛК. Начало задира,  определяется  по падению частоты вращения коленчатого вала на 100 об/мин, в этот момент срабатывает автоматика и происходит интенсивное охлаждение цилиндра воздухом, двигатель переходит на обкаточный режим, который длится порядка 40 минут после чего испытание повторяется еще несколько раз. Исходя из полученных данных находится индекс задира значение, которое характеризует эффективность работы масла в экстремальных условиях эксплуатации.


Посредством мнемосхемы осуществляется управление динамометрическим тормозом, блоком замера топлива, исполнительными устройствами, индикация и запись всех необходимых параметров.

Для управления всеми установками были  использованы сетевые версии «SIMP Light PRO», это позволило снизить количество людей привлекаемых при проведении испытаний. А также осуществлять дистанционный контроль и управление испытательными установками.

Александр Аксёнов